Московская область, г. Пущино, бульвар академика Иерусалимского, 32-б
8 4967 73-24-22    dy_puschino@rambler.ru

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

МЕНЮ
Slider

2 марта – 31 марта

Александр Лабас. 
Неизвестные портреты

Кураторы: Алиса Лабас и Наиля Рустаева

Работает ежедневно с 11:00 до 19:00
Торжественное открытие выставки 2 марта в 16:00

Вход свободный

Выставка «Александр. Лабас. Неизвестные портреты» начинает свой путь по российским городам. Первым после столицы на очереди – город Пущино Московской области. Здесь, в Доме ученых, старейшем культурном центре города, и пройдет выставочный проект со 2 по 31 марта 2024. Выставку организовал Фонд Александра Лабаса и Раисы Идельсон, основанный невесткой мастера Раймондой Лабас (автор идеи проекта) и его внучкой, Алисой Лабас, которая вместе с искусствоведом Наилей Рустаевой выступила сокуратором выставки. Фонд в течение многих лет систематизирует, реставрирует и бережно хранит произведения художника.

Впервые эта выставка была показана в 2023 году в Московском театре «Мастерская Петра Фоменко». В ходе проекта, при исследовании ряда «портретов неизвестных» было сделано несколько открытий, результаты которых также будут представлены на выставке в виде расширенных текстов об изображенных персонажах.

В проекте исследуется малоизвестная для широкой публики грань творчества отечественного живописца Александра Лабаса (1900-1983) — певца скорости и движения бурного ХХ века, ровесником которого он был. Зритель сможет или открыть для себя художника, или пересмотреть свое отношение к его творчеству, погрузиться в исследование его неочевидных на первый взгляд интересов в живописи, переосмыслить его творческий путь.

Не случайно первой остановкой в российском турне выбран город Пущино – один из научных центров Российской академии наук, расположенный на берегу Оки. В научной среде, кстати, город известен прежде всего как Пущинский биологический научный центр. Интересный факт: в круг интересов Александра Лабаса входила биология, физика, философия, он стремился разгадать внутреннюю сущность вещей. Стремление заниматься наукой воплотил в своей жизни сын художника — Юлий Лабас (1933-2008) – талантливый ученый, предвосхитивший открытия в области экспериментальной биологии, блестящий экспериментатор и теоретик, ставший для Пущино, как и для всей мировой науки, легендарной фигурой. Именно сюда с 1960 по 1990-е годы Юлий Александрович часто приезжал по работе, один или с семьей. Портрет Юлия Лабаса кисти отца украшает один из ключевых разделов выставки, посвященный «физикам и лирикам».

Алиса Лабас: «Благодаря таким местам, как Пущино, мы остаемся молодыми. Это было для меня не только временем взросления. Это и молодость, и единомышленники, ученые и просто любознательные и образованные люди вокруг. В таких местах не то, что делать выставки, а просто бывать очень приятно. Действительно в жизни есть места силы, к которым обращаешься иногда даже невольно. Для нашей семьей – это Пущино».

В орбиту внимания Лабаса-портретиста попали актеры и переводчики, живописцы и графики, известные театральные режиссеры и великие музыканты, физики и писатели, киноведы, архитекторы, друзья и члены их семей и, конечно, его семья, самый близкий круг – супруги, сын и внучка. Все они настоящие свидетели сложного и неоднозначного времени. Все представленные работы условно можно разделить на «физиков» и «лириков» — в духе спора, будоражившего воображение современников Лабаса. К физикам относится, конечно, и Альберт Эйнштейн (на выставке будет три его портрета), которого художник не знал лично, зато искренне восхищался.

Наиля Рустаева: «Неизвестные портреты людей прошлого века в исполнении Александра Лабаса – заметная страница в творческой биографии художника, которая не только лишний раз доказывает многогранность и масштаб таланта живописца, но и раскрывает его как внимательного психолога, чуткого собеседника и личность, чрезвычайно увлеченную современностью жизни».

Энергия столетия сожмется для каждого посетителя в галерее лиц, тонко и лирично передаваемых художником в одних случаях, и энергично и достаточно резко – в других. И каждый обратит внимание на то, что в портретах Лабаса практически исключены атрибуты советской действительности, именно поэтому они и сегодня воспринимаются современно.

Выставка продлится до 31 марта, ежедневно с 11:00 до 19:00. Вход свободный.
Адрес: г. Пущино, бульвар академика Иерусалимского, 32Б

Сайт Дома ученых Пущино: dupushino.ru


С самого раннего детства мне необходимо было сосредоточиться на своих чувствах, ощущениях, впечатлениях от всего, что меня окружало. 
Александр Лабас (1900–1983)

Александр Лабас называл себя ровесником XX века, таковым он и являлся. С лабасовским безграничным восторгом и искренним интересом он прожил это сложное, переменчивое столетие, стараясь поймать скорость века и дать ей продолжение в своих произведениях.  

Родным городом Лабаса был «чудесный и сказочный» Смоленск, как писал о нём художник. Дом Александра Лабаса стоял на горе, из окна которого открывался панорамный вид на весь город. Будущий художник созерцал таинственные закаты и Днепр, по которому постоянно курсировал речной транспорт. Возможно, благодаря именно этим детским впечатлениям у Александра Лабаса так много воздуха в картинах. А ещё в Смоленске были ярмарки — шумные, яркие, живые.

В семь лет Александр Лабас начинает заниматься живописью в частной студии В. Мушкетова. В 1910 году семья переезжает в Ригу — отцу предлагают работу, он известный редактор. Именно в Риге происходят главные открытия — наблюдение за полётом аэроплана и работой студентов-художников. Тогда-то и возникает мысль, что «можно одно и то же совсем по-разному изображать, вероятно, можно по-разному и видеть».

В 1912 году с этим багажом знаний и открытий Лабас приезжает в Москву. А в столице новые открытия — Третьяковская галерея, Большой театр, Кремль… и Строгановское училище, в котором Лабас начинает учиться. Потом ощущение перемен, ужасы Первой мировой войны, накалённый воздух и Октябрьская революция, такая обнадёживающая и всеохватывающая. Тема революции будет звучать в творчестве Александра Лабаса неоднократно и с новой силой возникнет в 50–60-е годы.

В смутное время сломов и перемен Александр Лабас знакомится с бубнововалетцем Иваном Машковым и в 1916 году посещает его студию, подготовившую целую плеяду ярких художников, цвет отечественного искусства первой четверти XX века. Поменялись жизнь, люди, город и училище. Теперь не Строгановка, а Государственные свободные художественные мастерские (будущий ВХУТЕМАС); среди преподавателей не С. Ноаковский, Ф. Федоровский, братья Стенберги, а П. Кончаловский, И. Машков, А. Лентулов, Р. Фальк, Ф. Малявин. ВХУТЕМАС станет для Лабаса не только местом учёбы, но и местом работы.

В 1924 году Константин Истомин по совету Владимира Фаворского приглашает Лабаса преподавать живопись, который там же параллельно ассистирует профессору физики Н. Фёдорову по предмету «цветоведение». Позже, в 70-е годы, все накопленные знания и мысли найдут отражение  как часть экспериментов с цветом в беспредметных работах Александра Лабаса.

В 1925 году Александр Лабас вместе с Давидом Штеренбергом, Юрием Пименовым и Александром Дейнекой становится организатором одного из крупнейших творческих объединений — Общества художников-станковистов (ОСТ), в которое вошли вчерашние студенты и преподаватели ВХУТЕМАСа, «кузницы авангардных кадров». Девиз объединения: «Современной теме — современную форму». Но в 1932 году постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» ликвидировало ОСТ, как и другие творческие группы. Возникли творческие союзы.

В 1928 году Лабас начинает работать в качестве художника-оформителя в театре. Его приглашают в Еврейский театр в Минске, где он оформляет несколько постановок. В целом 20-е для Лабаса — время активной выставочной деятельности, статей в печатных изданиях, признания искусствоведами.

Работа в театре станет для Лабаса спасительной в тот период, когда в 1933 году, после выхода книги Осипа Бескина «О формализме в живописи»,  начнётся борьба с формализмом, продолжавшаяся с разной силой вплоть до оттепели. «Карьеристы, бездарные художники и искусствоведы специально придумали ярлык формализм, чтобы приклеить его Фаворскому, Петрову-Водкину, Кузнецову, Фальку и более молодым художникам, в том числе и мне». Творческим оазисом для Александра Лабаса будут монументальные работы — панно, диорамы, панорамы для музеев, выставок и павильонов.

Первое дуновение ветра свободы Лабас почувствует в 1957 году во время проведения в Москве Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, где художник работает в международной студии: «Вокруг студии было много народа, много разговоров, споров. Но я их не слушал, я был поглощён своими мыслями о работе».

Выставка, реабилитирующая Александра Лабаса как художника-станковиста, проходит лишь в 1966 году. Лабас показывает свои работы в составе группы живописцев М. Аксельрода, М. Горшмана, А. Тенеты и Г. Шульца, возрождая интерес публики к своему творчеству. Результатом этого станет персональная выставка в 1976 году в зале Московского отделения Союза художников (МОСХа), в 1979 году — коллективная выставка в Центре Помпиду в Париже, а в 1981 году — в ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве.

До конца своего любимого XX века Александр Лабас не дожил 17 лет. Но он успел стать свидетелем важных перемен: мощного рывка научно-технического прогресса, первого полёта человека в космос, освоения неба и недр земли, приручения и усмирения природы. От каждого достижения человечества художник испытывал восторг: «Невольно поднимаю голову и вижу — набирает высоту созданная человеком чудесная птица, и рёв мощных моторов настойчиво напоминает, что мы живём в 70-х годах XX века».